[ Home ] [ CV ] [ Список работ ] [ Автореферат ] [ Gallery ] [ Will ] [ Collection of Skulls ]
[ Turing model of Skull ] [ Reconstruction of Skull in anthropogency ]
[ 3D-Analysis of human skull ] [ Artificial cranial deformation ]
[ Lines of fission and diploic canals ]
[ Psychopathology ] [ Zen ]


Выдержки из "ЯКОБЫ ЗАВЕЩАНИЯ", которому мне хотелось бы дать название средневекового японского романа "СЕКРЕТНЫЙ СБОРНИК УЛОВЛЕННОЙ МИРСКОЙ ПЫЛИ"

"ЯКОБЫ ЗАВЕЩАНИЕ" потому что "средств нет, идеи наследуем".

"СЕКРЕТНЫЙ СБОРНИК УЛОВЛЕННОЙ МИРСКОЙ ПЫЛИ" потому что мне всегда очень трудно, почти невозможно, выбросить любой предмет, который я когда-нибудь трогал. И это несмотря на то (или, может быть, в какой-то степени, благодаря тому), что я теряю все самое дорогое. Я собираю вещи, особенно - полые. Это одна из моих психических проблем - вот где можно было бы разгуляться психоаналитикам (заполнение полостей полостями - это, как я понимаю, круто). Отец как-то правильно назвал это "склонностью к экспансии", как стремлению заполнить собой все свободное пространство.

С другой стороны, надо отметить, однако, что "улавливание мирской пыли", по-видимому, является одним из фундаментальных свойств живого. Согласно результатам расшифровки генома компанией Celera Genomics Крейга Вентера и консорциумом Фрэнсиса Коллинза, опубликованным в Science и Nature в феврале 2001 года у человека из 32 (30-35) тысячи идентифицированных генов 95% - "мусор". Такого количества геномного мусора нет ни у бактерий, ни у дрожжей. Либо геном человека просто не может выводить мусор, либо этот мусор - ценное эволюционное приобретение (может быть единственный критерий человека как "венца творения", "царя природы"). Геном больше всего напоминает свалку мусора, своего рода помойку, лавку старьевщика или, в лучшем случае, музей вирусных инфекций (гены вирусов встраиваются в геном хозяина и остаются там навсегда, наследуясь потомками).

Эта проблема наслоилась на то обстоятельство, что в последние несколько лет, пожалуй, года два - три, у меня возникло предчувствие (которое нельзя назвать "острым чувством", но лишь "некоей аурой") приближающейся смерти.

Существует притча о человеке, который, падая в пропасть, успел схватиться за ветку. Ее постоянно подтачивали мыши. А человек, увидев ягоды на ветке, стал лакомиться ими. Ортодоксальное христианство осуждает этого человека. В этом одно из главных отличий христианства от чань. Мне хотелось бы лакомиться ягодами, но мне мешает распробовать их вкус ощущение пропасти под моими ногами.

Некий Biggs Simon (из Dep.of Applied Social Studies, Keele Univ., Staffordshire, U.K.), проведя анализ литературных источников по аналитической психологии, показал, что основной проблемой стареющего человека является противоречие между физическим процессом старения и парадоксально нестареющим субъективным состоянием личности (восприятием себя). В связи с этим личность взрослого (стареющего) человека становится маской, призванной произвести выгодное впечатление на окружающих и скрыть истинную природу человека. Я, как и большинство других людей, чувствую себя молодым, но понимаю, что желание не стареть так и останется желанием, а смерть придет вне зависимости от моего отношения этому факту:

- Кто там?

- Это я, Смерть.

- Ну и что?

- Ну и всё.

На этом фоне я понял, что не так уж много вещей интересовали меня или нравились мне на протяжении жизни*, а все самое хорошее я, скорее всего, уже сделал. В связи с этим у меня часто возникает чувство бесполезности того, что я делаю в этот момент (в том числе и сейчас), и резко обострилось существовавшее всегда желание доделать, суммировать и привести в порядок (систематизировать) те немногие из вещей, которые я сделал и которые нравятся мне. Я почему-то считаю важным наследить - от накопленных мною спичечных коробков до манифеста на своем сайте в Интернете. Может быть, это потому что гипотеза смысла жизни, заключающегося в биологическом и интеллектуальном бессмертии, показалась мне наиболее адекватно рационализирующей эту проблему, произвела на меня большое впечатление и оказалась близкой мне. Эта гипотеза принадлежит Рабле (я вычитал ее в статье о нем в "Большой медицинской энциклопедии").

 

 

 

В журнале "GAME.EXE" прочитал описание (Наталия Дубровская) игры "Monty Python`s The Meaning of Life". Это для (про) меня.

Первая мысль, которая приходит в голову, о том, что смысл жизни в его полном отсутствии. Но не является ли эта банальная и обычно шумная декларация подтверждением того, что он все-таки есть. Или может быть. Но что уж совершенно точно, так это то, что смысл (если он все-таки есть) не в способе выживания, который составляет повседневно-обыденное содержание жизни.

С другой стороны, поиски смысла жизни или сама жизнь не являются игрой. Это, скорее, игра в игру. То есть, я играю в то, что играю в жизнь. На основе опыта игры, сосредоточенности или даже концентрации на ней, глубокого знания ее правил и тонкого вкуса игру можно сделать интересной и красивой.

Обязательным выигрышем этой игры и единственно возможным выходом из нее в любом случае является смерть. "Congratulations! You all are dead!". Однако "не быть" совсем не просто. До и для этого необходимо, чтобы проблема рождения была решена (не тобой!) на уровне презерватива или простых медицинских манипуляций.

В том случае, если ты все же попадаешь в воронку Жизни**, нужно понять правила игры: "как надо" и чего от Тебя хотят, а уж, будучи обогащенным этим знанием, старательно пройти всё более усложняющиеся уровни, т.е. прожить утомительно-обыденную жизнь, отвоевывая у нее каждый шаг к смерти. На каждом уровне приходится заниматься исключительно чепухой и делать вид, что все в порядке. Как у Вуди Аллена: создавать себе мелкие проблемы, чтобы не думать о главных, но, как говорит один персонаж в "Психозе" Хичкока, это заполняет время, но не наполняет жизнь смыслом.

Унизительность вынужденного пребывания жизни, куда Тебя никто не звал, оправдывается только тем, что и Ты сюда не просился. Так вышло.

Катастрофичность жизни в перманентности ее кризиса, который плавно перетекает из раннего детства с его комплексами через парапубертат в средний возраст. А кто сказал, что будет легко? Жизнь - это не слишком приспособленное для жизни место. В ней не принадлежать (быть свободным от...) тяжелее всего. Невозможно.

Отсюда

призрачное кажущееся

фантасмагоричное

амбивалентное

пребывание в сумерках

КАК БЫ РЕАЛА

и альтернативной реальности

измененных состояний сознания,

виртуальной реальности компьютерных игр,

плоти и духа,

нормы и абсурда,

советского и несоветского

благодаря претерпеванию

перманентных бесконечных трансформаций.

И если смысл жизни,

тайна бытия

не скрываются за пределами РЕАЛА,

то уж и подавно не лежат в нем.

Незадолго до своей смерти Григорий Горин вербализировал коллективное предсознательное ощущение того, что главной особенностью мира является его превращение из реального в ирреальный. В массовой речи это проявляется ставшим в последнее время повсеместным использованием оборотов "как бы", "на самом деле", "типа" и т.д.

Одним из путей из РЕАЛА в ИРРЕАЛ является создание произведений искусства. При этом самым простым способом творчества является преднамеренное лишение предмета его ценности (значимости), как предмета бытового потребления, что переносит его из мира обыденно-повседновного РЕАЛА в ИРРЕАЛ, делает произведением искусства. Возможно также собирание подобных предметов.

- Что ценнее всего?

-Дохлая кошка. Ей нет цены.

 

 

Очень важно определить для себя "безошибочную" деятельность, занятие которой не создает ощущения бессмысленной (отсутствие смысла) траты времени. Это ощущение и сопровождающие его скука и чувство, близкое к тоске, наполняют меня, что бы я ни делал: и когда я "потребляю", и когда что-нибудь "творю".

Когда "потребляю" (я говорю не об алкоголе, а о книгах), у меня возникает ощущение, что то, что я читаю, никогда не понадобится мне.

Когда же я "произвожу" (я не говорю о детях, а о том, что пишу, иногда рисую), у меня возникает ощущение, что то, что я делаю, никогда не понадобится никому .

Это последнее ощущение преследует меня, и когда я уже в который раз долблю одно и то же студентам. Слабым утешением является раблезианская гипотеза "относительного бессмертия", которое проявляется, в частности, в бесконечном распространении своего psyche (а отнюдь не суммы анатомических знаний) среди других. Кроме того, это самый простой доступный мне способ заработать на жизнь и создавать видимость социальной адекватности.

То, что следует делать, должно (в свою очередь) делать человека счастливым. Или "спасать" в буддистском понимании этого слова. Может быть единственным способом достичь спасения (в этом смысле) является медитация обыденной жизни, поскольку медитация, которая сама по себе не являясь деятельностью (а скорее ее отсутствием), представляет собой способ (или создает иллюзию) наполнения повседневности смыслом.

Чем мне нравится буддизм. В частности тем, о чем говорил Будда: "Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус - вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус - вкус спасения" (Cullavagga, IX, 1,4. Цит. по: Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма, с.34). Буддизм - это не религия, не философия и даже не мировоззрение, это - правила спасения. Как на пляже ставят доску "Правила спасения на водах", так Будда поставил доску "Правила спасения в этом мире". Он рассчитывал лишь научить тому, как спастись. На западное восприятие Будды как "спасителя" и понимание "спасения" накладывает отпечаток христианские омонимы этих терминов. Это не удивительно. Даже призыв "спасите" в "SOS" отмечен христианством: он призывает к спасению "душ", тогда как на самом деле следовало бы молить о спасении жизней. Будда не Спаситель, так как "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", он - учитель спасения. Будда не кормит, подобно Иисусу, хлебом и рыбой (Матф. 14:15-21, 15:32-38; Марк 6:35-44; Лука 9:12-17; Иоанн 6: 5-13), он учит рыбалке и дает снасти. Буддизм - это система спасения. Она может нравиться или нет, быть близкой или нет, но это система спасения, предложенная Буддой. Если она не подходит, человек может выбрать другую систему, другие правила. Или может тонуть. В этом свобода выбора человека. "Спасение" в буддизме следует понимать буквально. Все религиозно-ритуальные и философско-метафизические заморочки, которыми обросла изначальная идея спасения, очевидно необходимы лишь тем, кто не имеет достаточно решительности, сил, мужества или ума обратиться непосредственно к идее спасения. Потому что, наверное, не ощущает в этом острой необходимости. Или не понимает этого. Религиозные, обрядовые или философские стороны буддизма навсегда останутся лишь его "сторонами". Они позволяют прикоснуться к поверхности дхармы. Но, являясь "сторонами стен", они ограждают ядро, сердце буддизма, которым является учение о спасении. Присутствие этих сторон у буддизма, привело к тому, что стало принято говорить и писать о "философских" или "психологических" "аспектах" буддизма, то есть о взглядах на буддизм с философской или психологической точки зрения. Это возможно (я сам этим грешен), но бесполезно или даже вредно с другой "точки зрения" - с точки зрения идеи спасения. ***

Основными положениями дхармы является то, что жизнь и страдание - одно и то же, причиной страданий являются желания, путем к уничтожению страданий является уничтожение желаний, за этим путем лежит освобождение - нирвана. Но, как свидетельствует теория и практика буддизма, достижение нирваны, то есть полного отсутствия желаний, так же трудно (если не невозможно), как и достижение их полного удовлетворения.

В связи с этим, не проще ли удовлетворять желания "по мере их поступления", чем стремиться к их "затуханию", заранее обрекая себя на неуничтожимость изначального и конечного желания этой практики - желания нирваны.

Фраза, которую я когда-то услышал от Юрия Николаева в "Утренней почте" "жизнь трудна, но, к счастью, коротка" кажется мне очень смешной, потому что верной.

П р и м е ч а н и я

* То, что мне нравится.

Бхагаван шри Раджниш (Ошо), чань, дзен (Чжуан-цзы, Линь-цзы), суфизм.

Eric Bern, Horney, Carl-Gustav Jung, Эрих Фромм, S.Freud,

"The Beatles" (John Lennon), Sinead O`Connor, Leonard Cohen, Kurt Cobain, Jim Morrison, "Pink Floyd", клип "I stand by you".

Серов, Манцу.

Герман Гессе, Сэллинджер, Владимир Набоков, Макс Фриш, Сергей Сергеевич Аверинцев, "Братья Карамазовы", "Гром. Совершенный ум" из христианских апокрифов, Люис Кэррол.

Черный чай с бергамотом и зеленый с жасмином.

Кальмары, крабы, селедка "под шубой", салат "Оливье", торт "Наполеон".

** Во время моего зачатия бушевала магнитная буря, максимальная активность которой приходилась на 11 февраля 1958 года.

Приблизительно за год до моего рождения запустили первый искусственный спутник Земли.

В год моего рождения родились Майкл Джексон, Мадонна, Кинчев, начали трансляции многое телецентры, а в Ленинграде сделали пер-

вый в Союзе цветной телевизор.

мужчины носили бостоновые дву- и однобортные пиджаки с широкими плечами, большие пальто с регланом на рукавах и галоши, а женщины - газовые шарфики, перчатки, высокие широкие каблуки, ботики, в моде были тафта, парча, муар, капрон;

умер Зощенко;

Пастернаку дали Нобелевскую премию;

Ботвиник стал чемпионом мира;

в Манеже проводилась выставка художников социалистических стран, где была представлена абстрактная живопись Польши;

начали строить Академгородок под Новосибирском;

из бомбардировщика сделали ТУ 104 - первый реактивный пассажирский самолет.

*** Комментарием к этому может быть отчасти риторический вопрос, встретившийся мне в качестве названия одной работы, содержавшей критику рациональной психотерапии (или психоанализа?), который можно было бы приблизительно перевести как "Почему, когда все знаешь, ничего не происходит?". Реакцией на этот феномен явилось доминирование в искусстве последних лет антиинтеллектуализма, берущего, по большому счету, начало в "Forest Gamp". Последним из фильмов этой серии стал "Идиоты" Триера, который я еще не смотрел. Но, безусловно, направление уже достигло апогея в "Beavis and Butt-Head".

Hosted by uCoz

[ Home ] [ CV ] [ Список работ ] [ Автореферат ] [ Gallery ] [ Will ] [ Collection of Skulls ]
[ Turing model of Skull ] [ Reconstruction of Skull in anthropogency ]
[ 3D-Analysis of human skull ] [ Artificial cranial deformation ]
[ Lines of fission and diploic canals ]
[ Psychopathology ] [ Zen ]


SUPERTOP [Index'99]
Rambler's Top100 be number one